Внимание, мошенники!

15.02.2021
Сегодня, в эпоху Covid-19 весьма популярными стали приборы, использующие ультрафиолет для обеззараживания воздушной среды в закрытых помещениях. Это различные ультрафиолетовые (УФ) облучатели. Наиболее востребованы закрытые – т.н. бактерицидные рециркуляторы, устройства, обеззараживающие воздух в присутствии людей и животных. Это, пожалуй, единственный способ очищать воздух от вирусов и бактерий в постоянном режиме. Не зря, санитарные врачи в лице Роспотребнадзора требуют наличия подобных устройств везде, где есть риски заражения – в школах, дошкольных учреждениях, офисах, ресторанах и кафе, во всех государственных организациях, на производстве. Конечно, в медицинских учреждениях. Весьма популярны стали УФ рециркуляторы и в быту. Сейчас набирает обороты спрос на устройства для транспортных средств.
Причем, нужны они не только «против» коронавируса, все гриппы, ОРВИ, все заболевания, распространяющиеся воздушно-капельным путем, хорошо купируются с помощью описываемых устройств.
В связи с лавинным ростом спроса, на производство рециркуляторов бросились десятки, если не сотни производителей, от крупных заводов до небольших мастерских. Дефицит был ликвидирован. Но вот что получилось в результате?
Буквально пару слов теории. Болезнетворные вирусы и бактерии убиваются (по научному – дезактивируются) ультрафиолетовыми лучами. Это свойство известно давно и хорошо изучено. Но не любой ультрафиолет годится. Лишь излучение с длиной волны 254+- нанометров (нМ) обладает такими свойствами.
Такой длиной волны обладает спектральная линия ртути. Поэтому лампы, индуцирующие подобное излучение, иногда называются «ртутными». При этом, ртути в привычном виде в лампах нет. Есть только пары. Этого достаточно для активации нужных 254 нМ.
При этом, лампа излучает не только эту длину волны. Есть более «коротковолновое» излучение, длина волны которого ниже 180 нМ. Эти длины волны вызывают в образование газа, именуемого озон. Газ этот весьма ядовит, опасен для человека и животных. Для некоторых случаев, применение озона оправданно, но в помещении с таким излучением нельзя находиться людям и животным, а после использования такие помещения надо тщательно проветривать.
Но как же быть с упомянутыми рециркуляторами? Ведь они должны работать в помещениях, где постоянно находятся люди!
И для таких случаев была разработана специальная «безозоновая» лампа. Стекло в этой лампе не пропускает лучи с длиной волны ниже 200 нМ. Это стекло называется «увиолевое». Википедия подробно рассказывает про такой тип стекла. Итак, в бактерицидных лампах для рециркуляторов должны использоваться лампы из увиолевого стекла, безозоновые лампы.

 Бактерицидная лампа — электрическая ртутная газоразрядная лампа низкого давления с колбой из увиолевого стекла или другого материала, обеспечивающего заданный спектр пропускания ультрафиолетового излучения. Ультрафиолетовое излучение обладает обеззараживающими свойствами, которые и дали название лампе.

Как выглядит спектр такой лампы?

Рис.1 Спектр качественной безозоновой лампы.

А вот как выглядит сама такая лампа. Точнее – лампы. Их множество видов, но все изготовлены они должны быть из увиолевого стекла определенного типа. Ну, и внутри должны быть пары ртути. Понятно, что внешне особый характер стекла и лампы на его основе никак не определяется. Стекло прозрачное, без оттенков, паров ртути не видно.

Рис. 2 Безозоновая бактирицидная лампа, одна из применяемых в наших приборах.

У нас на предприятии существует правило. Раньше это называлось СтП (стандарт предприятия), сейчас бизнес-процедура. Суть в том, что при поступлении каждой партии материалов и комплектующих отдел технического контроля делает отбор определенной доли поступивших изделий и испытывает их по ряду критериев.
Конечно, лампы проходят процедуру в обязательном порядке.
Скажу честно – еще весной мы «наткнулись» на партию ламп, которые внешне ничем не отличались, однако на их спектрограмме напрочь отсутствовала линия 254 нМ. Совсем!

Что это значило? Прежде всего, эти лампы не будут никоим образом влиять на жизнедеятельность вирусов и бактерий. И это главное! Т.е. можно смело сказать, что их «бактерицидность» равна нулю!

Откуда могли появиться такие лампы? Есть несколько вариантов (в зависимости от спектра, который мы обнаружили).
Это могут быть лампы для соляриев, могут быть просто для освещения фиолетовым светом (декоративная подсветка). В конце концов, может быть просто бракованная партия ламп на их производстве.
Но такие лампы не должны были поставляться, как бактерицидные!
Мы тогда отложили эту партию, вернули ее поставщику и … забыли.
Но такие факты стали повторяться! И это уже не назовешь случайностью!

Куда девали поставщики эти лампы? С большой долей вероятностью перепродавали другим клиентам. Может подешевле, чем «обычные», качественные лампы.
В октябре 2020 года мы получаем партию ламп в количестве 3000 штук. Проверяем выборку, полученную из разных упаковок и видим, что их спектр не соответствует требуемому.
Вот он:

Рис. 3 Спектр ламп ненадлежащего качества.

Службы составляют акт и возвращают продукцию поставщику, который обещает произвести замену на годные лампы.
И вот в ноябре (16.11.2020) мы получаем партию ламп взамен бракованных. И…вновь без излучения
на 254 нМ! Нет, это были не те самые лампы, визуально они другие, да и маркировка разная!

Рис. 4 Фото бракованных ламп. Как видите - ничем не отличаются внешне от качественных!

Мы вернем их вновь поставщику, посмотрите акт проведения входного контроля.

Рис. 6 Акт забракования.


Таким образом, можно сделать вывод. По стране «гуляет» значительное количество сомнительных ламп, это тысячи, а скорее всего – десятки тысяч! 


С огромной степенью вероятности можно утверждать, на такой «товар с душком» всегда есть покупатели, ведь стоят они дешевле качественного продукта.
Можно предположить две ситуации – продавец просто не знает о такой «мелочи», как несоответствие товара заявленным характеристикам, ведь есть паспорт, есть информация в таможенных документах, сертификация на импорт. Ну, и вариант 2 – это осознанно делается, и тогда это уже из категории зла, явное введение потребителя в заблуждение, тут уже «уголовкой» попахивает!

Давайте размеберемся, что будет, если в Вашем приборе стоят такие лампы, о которых речь выше?
Собственно говоря, ничего страшного не произойдет, кроме одного – никакого бактерицидного эффекта не будет! Т.е. Вы думаете, что защищаете себя и своих близких, своих клиентов, а на самом деле вирусы «живы и здоровы». Решайте сами, насколько Вам важно, чтобы прибор действительно обеззараживал воздух или же Вам достаточно просто его наличия для проверок Роспортребнадзора?

Как же быть? У нас нет готового рецепта. Мы думаем что многие мелкие производители рециркуляторов, появившиеся на рынке, просто не осознают всех рисков, у них задача простая – купить материалы подешевле, чтобы предложить более низкую цену! Многие из них до конца не понимают, что это за такой спектр, почему он может быть «неправильным» . Будем честны – далеко не все могут оценить качество ламп! Ведь для этого как минимум надо иметь специальный прибор, называемый спектрографом, причем, прибор, включенный в реестр средств измерения, поверенный должным образом.
А вот потребитель, закупщик должен много раз подумать, прежде, чем соблазняться откровенно низкой ценой. Помните о «бесплатном сыре», думайте не только о выгоде, но и своем потребителе конечном. Все это называется «карма», стоит ли ее портить ради лишнего рубля? Да, а раньше это называлось совестью!..
Я настоятельно рекомендую при организации закупочных тендерных процедур включать требование об обязательном замере бактерицидной эффективности используемых ламп, о наличии у поставщика вышеобозначенных приборов.
Думаю, стоит обратить внимание на проблему и контролирующим органам.
В конце концов, всем нужно, чтобы мы обеспечивали реальную борьбу с вирусами и бактериями, а не имитацию такой борьбы!
Таким образом, можно сделать вывод. По стране «гуляет» значительное количество сомнительных ламп, это тысячи, а скорее всего – десятки тысяч!
Бактерицидная лампа — электрическая ртутная газоразрядная лампа низкого давления с колбой из увиолевого стекла или другого материала, обеспечивающего заданный спектр пропускания ультрафиолетового излучения. Ультрафиолетовое излучение обладает обеззараживающими свойствами, которые и дали название лампе.


А. Волошин,
директор СЭМЗ «РЭМО»

Связаться с нами
У вас есть вопрос или предложение? Свяжитесь с нами удобным для вас способом!
Отдел продаж
Заказы в интернет-магазине
Мы в социальных сетях
Нажимая кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с политикой конфиденциальности